Ульяна Геннадьевна Борисова

Реализация условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности детей средней группы.

 Реализация условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности детей средней группы.

В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности ребёнка путём актуализации его интеллектуально - творческого потенциала. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательной деятельности, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка.

В результате такой организации ему открывается картина мира со всеми его противоречиями, он овладевает разнообразными представлениями и способами эвристической деятельности. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают процесс развития самосознания дошкольника. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Поэтому возрастает роль эвристической деятельности, которая позволяет дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в образовательной деятельности, познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные модели, модельные образы и т.д.

Для реализации условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности в ДОУ, мы проводим кружковую работу «Эврика» в средней группе МБДОУ ЦРР «Мичээр», раз в неделю. В кружке занимаются дети с согласия родителей.

Особое значение на занятиях имеет использование разнообразных дидактических игр, упражнений и заданий, в которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов. На каждом занятии целесообразно решать с детьми задачи, цель которых осознание состава числа, явления живой и неживой природы, навыков моделирования.

Развитие геометрических представлений идет в связи с изучением чисел. Квадраты, кружки, треугольники и прямоугольники служат честным материалом. Обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которого в доступной и занимательной форме овладевает математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях. Каждое правильное решение ребенок осознает как свою «победу».

Основные цели:

1. Формирование запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшей образовательной деятельности.

2. Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).

3. Развитие способностей к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

Основные задачи:

1. Первое представление о натуральном числе, его составе, усвоение приемов устных вычислений в пределах пяти (десяти).

2. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), навыки моделирования позволяющих усвоить программу.

 Октябрь:

Тема

Дата проведения

Цель

1.

«Ориентировка во времени и в пространстве»

02.10.16

Учить ориентироваться во времени суток и в пространстве, формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному.

2.

«Какие бывают фигуры?»

09.10.16

Учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

3.

«Что в мешке?»

16.10.16

Развивать элементы логического мышления через поисковые вопросы, проблемные ситуации.

4.

«Мульты»

23.10.16

Закрепление навыков плоскостного и пространственного моделирования, складывание фигурок оригами.

5.

Моделирование «Сложи узор»

30.10.16

Нахождение целого заданной инвариантной формы, как объединение различных серий классов его разбиения.

 Ноябрь:

Тема

Дата проведения

Цель

1.

«Счёт 2;4»

06.11.16

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству, выражать результаты определения в речи.

2.

«Узелки»

13.11.16

Самостоятельное моделирование и конструирование узелков (автор Б.П.Никитина), активное включение мыслительных аналитико – синтетических способностей ребенка.

3.

«Флексагоны» (гнущиеся многоугольники)

20.11.16

Изготовление интересных геометрических игрушек – флексагонов – гнущихся прямоугольников, моделирование изделий.

4.

Д/и, самоконтроль

27.11.16

Подведение итога изученных материалов.

Декабрь:

Тема

Дата проведения

Цель

1.

«Флексагоны»

04.12.16

Нахождение скрытых поверхностей флексагонов, моделирование по готовой развертке, игровая и поисковая задачи доминируются.

2.

«Счёт 1:3:5:»

11.12.16

Знакомство с нечетными числительными, порядковый счет.

3.

«Лист Мёбиуса»

18.12.16

Различение простейших плоскостных и пространственных фигур, внутренних и внешних поверхностей фигур, моделирование.

4.

«Хорошо – плохо» (ТРИЗ – игры)

25.12.16

Решение изобразительских задач через игру – ТРИЗ, целенаправленный поиск решений (автор Г.С.Альтшуллер).

Январь:

Тема

Дата проведения

Цель

1.

«Точка зрения»

15.01.17

Умение высказывать свою точку зрения, использовать  речи результаты сравнения, выделять признаки, анализировать.

2.

«Выбери троих»

22.01.17

Использование ТРИЗ – игру, репродуктивное, целостное, конструктивное, новаторское качество высказывания мнений.

3.

«Счёт 1, 2,3, 4, 5»

29.01.17

Знакомство с порядковым числительным, счёт от 5 - 10.

Февраль:

Тема

Дата проведения

Цель

1.

«Игра – ситуация»

05.02.17

Овладение мыслительными операциями анализом и синтезом, развитие способностей к саморегуляции поведения.

2.

«Танграм» №1

12.02.17

Знакомство игрой «Танграм» сложение определенной формы из заданного набора фигур.

3.

«Танграм» №2

19.02.17

Знакомство игрой «Танграм» сложение определенной формы из заданного набора фигур.

4.

«Пифагор»

26.02.17

Сравнение игр «Пифагор» и «Танграм», овладение осязательно двигательным способом обследования фигур, развитие мелкой моторики.

Март:

Тема

Дата проведения

Цель

1.

«Головоломки на смекалке» (палочки Къюзинера)

05.03.17

Развивать элементы логического мышления через поисковые вопросы, проблемные ситуации.

2.

«Геометрическое домино» (игры Флебера)

12.03.17

Учить различать и называть геометрические фигуры, раскладывая их в определённой последовательности.

3.

«Мозаика»

19.03.17

Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

4.

«Лото»

26.03.17

Развивать логическое мышление, тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Апрель:

Тема

Дата проведения

Цель

1.

«Когда это бывает?» (логические задачи, ситуации)

02.04.17

Формирование математических представлений по различным разделам математики, развивать элементы логического мышления через поисковые вопросы.

2.

«Губка Боб»

09.04.17

Развивать логическое мышление, тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

3.

«Счёт до 10»

16.04.17

Совершенствовать умение самостоятельно анализировать схемы, развивать пространственное мышление, уить называть числительные по порядку.

4.

«Пифагор»

23.04.17

Сравнение игр «Пифагор» и «Танграм», овладение осязательно двигательным способом обследования овладения фигур, развитие мелкой моторики.

Май:

Тема

Дата проведения

Цель

1.

«Пентамимо»

30.04.17

Учить представлять комбинации единичных квадратиков площади прямоугольника, необходимо сложить определенную форму без наложений.

2.

«Узелки»

07.05.17

Активное включение мыслительных, аналитико – синтетических способностей ребенка, использование метода «проб и ошибок».

3.

«Сложи узор»

14.05.17

Умение моделировать по цветным расчлененным схемам заданных узоров метом наложения, без наложения.

4.

«Уникуб»

21.05.17

Умение разбивать прямоугольного параллелепипеда на единичные кубики с образованием двух групп.

5.

«Кубики для всех»

28.05.17

Классификация множества единичных кубиков, построение модели из данной схемы (автор Б.П.Никитина).

22 марта 2017 в 11:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.