Реализация условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности детей средней группы.
В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности ребёнка путём актуализации его интеллектуально - творческого потенциала. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательной деятельности, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка.
В результате такой организации ему открывается картина мира со всеми его противоречиями, он овладевает разнообразными представлениями и способами эвристической деятельности. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают процесс развития самосознания дошкольника. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Поэтому возрастает роль эвристической деятельности, которая позволяет дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в образовательной деятельности, познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные модели, модельные образы и т.д.
Для реализации условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности в ДОУ, мы проводим кружковую работу «Эврика» в средней группе МБДОУ ЦРР «Мичээр», раз в неделю. В кружке занимаются дети с согласия родителей.
Особое значение на занятиях имеет использование разнообразных дидактических игр, упражнений и заданий, в которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов. На каждом занятии целесообразно решать с детьми задачи, цель которых осознание состава числа, явления живой и неживой природы, навыков моделирования.
Развитие геометрических представлений идет в связи с изучением чисел. Квадраты, кружки, треугольники и прямоугольники служат честным материалом. Обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которого в доступной и занимательной форме овладевает математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях. Каждое правильное решение ребенок осознает как свою «победу».
Основные цели:
1. Формирование запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшей образовательной деятельности.
2. Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).
3. Развитие способностей к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Основные задачи:
1. Первое представление о натуральном числе, его составе, усвоение приемов устных вычислений в пределах пяти (десяти).
2. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), навыки моделирования позволяющих усвоить программу.
Октябрь:
№ |
Тема |
Дата проведения |
Цель |
1. |
«Ориентировка во времени и в пространстве» |
02.10.16 |
Учить ориентироваться во времени суток и в пространстве, формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному. |
2. |
«Какие бывают фигуры?» |
09.10.16 |
Учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. |
3. |
«Что в мешке?» |
16.10.16 |
Развивать элементы логического мышления через поисковые вопросы, проблемные ситуации. |
4. |
«Мульты» |
23.10.16 |
Закрепление навыков плоскостного и пространственного моделирования, складывание фигурок оригами. |
5. |
Моделирование «Сложи узор» |
30.10.16 |
Нахождение целого заданной инвариантной формы, как объединение различных серий классов его разбиения. |
Ноябрь:
№ |
Тема |
Дата проведения |
Цель |
1. |
«Счёт 2;4» |
06.11.16 |
Учить различать равенство и неравенство групп по количеству, выражать результаты определения в речи. |
2. |
«Узелки» |
13.11.16 |
Самостоятельное моделирование и конструирование узелков (автор Б.П.Никитина), активное включение мыслительных аналитико – синтетических способностей ребенка. |
3. |
«Флексагоны» (гнущиеся многоугольники) |
20.11.16 |
Изготовление интересных геометрических игрушек – флексагонов – гнущихся прямоугольников, моделирование изделий. |
4. |
Д/и, самоконтроль |
27.11.16 |
Подведение итога изученных материалов. |
Декабрь:
№ |
Тема |
Дата проведения |
Цель |
1. |
«Флексагоны» |
04.12.16 |
Нахождение скрытых поверхностей флексагонов, моделирование по готовой развертке, игровая и поисковая задачи доминируются. |
2. |
«Счёт 1:3:5:» |
11.12.16 |
Знакомство с нечетными числительными, порядковый счет. |
3. |
«Лист Мёбиуса» |
18.12.16 |
Различение простейших плоскостных и пространственных фигур, внутренних и внешних поверхностей фигур, моделирование. |
4. |
«Хорошо – плохо» (ТРИЗ – игры) |
25.12.16 |
Решение изобразительских задач через игру – ТРИЗ, целенаправленный поиск решений (автор Г.С.Альтшуллер). |
Январь:
№ |
Тема |
Дата проведения |
Цель |
1. |
«Точка зрения» |
15.01.17 |
Умение высказывать свою точку зрения, использовать речи результаты сравнения, выделять признаки, анализировать. |
2. |
«Выбери троих» |
22.01.17 |
Использование ТРИЗ – игру, репродуктивное, целостное, конструктивное, новаторское качество высказывания мнений. |
3. |
«Счёт 1, 2,3, 4, 5» |
29.01.17 |
Знакомство с порядковым числительным, счёт от 5 - 10. |
Февраль:
№ |
Тема |
Дата проведения |
Цель |
1. |
«Игра – ситуация» |
05.02.17 |
Овладение мыслительными операциями анализом и синтезом, развитие способностей к саморегуляции поведения. |
2. |
«Танграм» №1 |
12.02.17 |
Знакомство игрой «Танграм» сложение определенной формы из заданного набора фигур. |
3. |
«Танграм» №2 |
19.02.17 |
Знакомство игрой «Танграм» сложение определенной формы из заданного набора фигур. |
4. |
«Пифагор» |
26.02.17 |
Сравнение игр «Пифагор» и «Танграм», овладение осязательно двигательным способом обследования фигур, развитие мелкой моторики. |
Март:
№ |
Тема |
Дата проведения |
Цель |
1. |
«Головоломки на смекалке» (палочки Къюзинера) |
05.03.17 |
Развивать элементы логического мышления через поисковые вопросы, проблемные ситуации. |
2. |
«Геометрическое домино» (игры Флебера) |
12.03.17 |
Учить различать и называть геометрические фигуры, раскладывая их в определённой последовательности. |
3. |
«Мозаика» |
19.03.17 |
Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. |
4. |
«Лото» |
26.03.17 |
Развивать логическое мышление, тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. |
Апрель:
№ |
Тема |
Дата проведения |
Цель |
1. |
«Когда это бывает?» (логические задачи, ситуации) |
02.04.17 |
Формирование математических представлений по различным разделам математики, развивать элементы логического мышления через поисковые вопросы. |
2. |
«Губка Боб» |
09.04.17 |
Развивать логическое мышление, тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. |
3. |
«Счёт до 10» |
16.04.17 |
Совершенствовать умение самостоятельно анализировать схемы, развивать пространственное мышление, уить называть числительные по порядку. |
4. |
«Пифагор» |
23.04.17 |
Сравнение игр «Пифагор» и «Танграм», овладение осязательно двигательным способом обследования овладения фигур, развитие мелкой моторики. |
Май:
№ |
Тема |
Дата проведения |
Цель |
1. |
«Пентамимо» |
30.04.17 |
Учить представлять комбинации единичных квадратиков площади прямоугольника, необходимо сложить определенную форму без наложений. |
2. |
«Узелки» |
07.05.17 |
Активное включение мыслительных, аналитико – синтетических способностей ребенка, использование метода «проб и ошибок». |
3. |
«Сложи узор» |
14.05.17 |
Умение моделировать по цветным расчлененным схемам заданных узоров метом наложения, без наложения. |
4. |
«Уникуб» |
21.05.17 |
Умение разбивать прямоугольного параллелепипеда на единичные кубики с образованием двух групп. |
5. |
«Кубики для всех» |
28.05.17 |
Классификация множества единичных кубиков, построение модели из данной схемы (автор Б.П.Никитина). |